Заполните форму
Заполните информацию о себе и о своей экспертизе
О диабете

«Мы были как попрошайки». Матери детей с диабетом из Приангарья рассказали в суде по делу Сандакова, как бегали за лекарством

Новости
В Иркутске продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего министра здравоохранения Иркутской области Якова Сандакова. Его обвиняют в получении крупной взятки, превышении должностных полномочий при закупке медоборудования и халатности, связанной с необеспечением лекарствами детей-инвалидов с сахарным диабетом.

На заседании 15 мая выступили родители детей, которые должны были получать препараты — Наталья Щербина из Усть-Илимска и Ирина Кузьмина из Черемхово. Женщины пояснили суду, почему им не выдавали лекарства и сколько денег они потратили на их покупку.

Как рассказала Наталья Щербина, у нее дочка с диабетом первого типа. Ее должны были обеспечивать инсулином и необходимыми расходниками. По словам женщины, ей исправно выписывали рецепты, но фактически лекарства и иголки она приобретала сама.
— Мы покупали за свой счет тест-полоски, иголки, периодически — инсулин «Фиасп». Нам его выписали в Новосибирске летом 2021 года. Получать стали только в 2022-м — спустя полгода минимум, на протяжении всего этого времени мы его покупали сами, — рассказала женщина.
По словам женщины, в качестве альтернативы ей предлагали другой вид инсулина — отечественный препарат «Ринфаст», но он не подходил ребенку из-за медленного действия. У «Фиаспа» и «Ринфаста» одно и то же действующее вещество, но первый препарат содержит в себе еще и амид никотиновой кислоты, из-за которого инсулин всасывается в организме намного быстрее.

Она также рассказала, что пыталась выяснить в местной больнице, почему не поставляется лекарство, выписанное по рецепту. Ей отвечали, что это происходит из-за того, что в Министерстве здравоохранения уволились все специалисты, отвечавшие за закупку медицинских препаратов. Из-за этого работа ведомства в этом направлении на некоторое время фактически остановилась.
— Мы приходили в аптеку, там наши рецепты ставили на отсроченное обслуживание, какие-то [препараты и комплектующие] получали, но большинство вовремя не получали. С 2023 года я перестала тратить деньги на покупку инсулина, тест-полосок, их стало хватать. Но с 2020 года и до начала 2023-го, пока не началось расследование, на постоянной основе приходилось бегать, выпрашивать. Аптека не звонила, когда приходило лекарство. Нам говорили: «Бегайте, ходите, узнавайте, когда будет». Мы как попрошайки. Сначала — в больнице, чтобы выписали, а затем — в аптеке, чтобы выдали, — рассказала женщина.
С такими же проблемами столкнулась жительница Черемхово Ирина Кузьмина. Она пояснила, что в 2022 году плохо выдавались иголки, тест-полоски, ланцеты, спиртовые салфетки и инсулин. Ее ребенку выписали препарат «Новорапид», но его не было в наличии. Из-за этого сына Кузьминой хотели перевести на другой инсулин, но мать отказалась от этого и написала жалобы губернатору Игорю Кобзеву и в прокуратуру. Некоторое время она приобретала «Новорапид» сама, в 2022 году женщина потратила 35 тысяч рублей. Сейчас выдача лекарств уже наладилась.
— Когда ребенку дали инвалидность, меня пригласили на врачебную комиссию. Там мне сказали, что я всё буду приобретать за свои средства. Тогда я еще не знала, какие лекарства нам положены. Через несколько месяцев я узнала, какие лекарства положены, и написала нашему губернатору Кобзеву. Только таким образом мне их выдали, — отметила женщина.
Яков Сандаков возглавлял Министерство здравоохранения Иркутской области с ноября 2020 года. До этого он занимал пост главврача московской поликлиники № 109. В канун 2022 года, 30 декабря 2021-го, Сандаков сам ушел в отставку. В октябре 2022 года стало известно, что Иркутское УФАС возбудило два административных дела в отношении бывшего министра из-за нарушений при проведении торгов.

А в ноябре Сандакова задержали по подозрению во взяточничестве, превышении должностных полномочий и халатности (последнее как раз связано с несвоевременной выдачей лекарств диабетикам). Около года он провел в СИЗО, а в ноябре 2023-го ему изменили меру пресечения на домашний арест, который он отбывает в Иркутской области.