Крупнейший производитель инсулина Eli Lilly объявил о том, что прекратит поставки инсулина «Хумалог» в Россию. Сейчас аптеки распродают остатки со складов. Такое решение не связано с политикой, рассказал директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. По его словам, Eli Lilly просто не смогла конкурировать с более доступными инсулинами отечественного производителя.
«Хумалог» был единственным препаратом инсулин лизпро до 2019 г., потом на рынке появился полный российский аналог — препарат «Ринлиз» от компании «Герофарм», рассказал Беспалов.
«Ринлиз очень серьезно потеснил Хумалог, по итогам 2022–2023 гг. на Ринлиз приходилось порядка 70% всех продаж в рамках конкретного МНН. А в 2024 г. вышел еще один российский аналог — препарат Бужерон от Фармасинтеза. Причем Ринлиз полностью производят в России из российской фармсубстанции, которую Герофарм самостоятельно производит, а Бужерон выпускается из китайского фармсырья», — сообщил эксперт.
Доля инсулина лизпро от Eli Lilly на российском рынке упала с 26% в 2023-м до 22% в первом квартале 2024-го, следует из данных DSM Group. В то же время российский «Герофарм» нарастил свою долю с 74% до 78%.
«Судя по всему Eli Lilly подсчитала, что с появлением второго аналога шансов удерживать продажи практически не остается. Речь идет о сегменте госзакупок, который обеспечивает порядка 95% закупок и, учитывая наличие преференций для отечественных компаний, иностранный препарат практически не имеет шансов на активные продажи. В известном смысле это абсолютно нормальный процесс импортозамещения», — пояснил Беспалов.
«Конечно, уход препарата с рынка — не очень приятная ситуация, но это конкуренция, а не какой-то технический сбой или политическое решение. Учитывая, что на рынке остается два отечественных препарата, каких-то опасений в отношении доступности препарата для пациентов в целом нет, тем более, что в известном смысле этот препарат заменяется другими инсулинами короткого действия», — пояснил Беспалов.
Всего у Eli Lilly в России представлено более 20 наименований. По словам Беспалова, говорить о тенденции по выводу препаратов именно этой компании не приходится — «речь идет о довольно рутинном процессе чистки продуктовых портфелей, который осуществляют практически все компании на рынке».