С марта этого года в Детской клинической больнице Ленобласти усложнился порядок выдачи расходников к инсулиновым помпам для детей-диабетиков. Теперь их приходиться получать в Санкт-Петербурге, да еще исключительно в присутствии ребенка. Дикая бюрократия, подвергающая опасности жизни детей, в которой виноваты совсем не врачи. А кто?
Ленинградское областное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница» (ДКБ) — единственное в 47 регионе такого типа, работает в том числе с самыми тяжелыми болезнями. К коим, конечно, относится диабет. Много лет до марта этого года родителям больных сахарным диабетом детей в рамках специальной квоты раз в три месяца выдавали расходники для инсулиновых помп, позволяющие осуществлять в организм беспрерывную подачу инсулина за счет специальных картриджей.
Врач ДКБ Александр И., сам потрясенный этой историей, рассказал корреспонденту «Нашей версии»:
«Помпа заменяет шприц-ручку, это такой диа-гаджет — умный аппарат, самостоятельно вводящий инсулин по часам. Приобретается он обычно за свой счет, но есть и специальные квоты. Но речь сейчас не об этом. Мы полностью не прекратили выдачу расходников для помпы, но квота существенно снизилась. Родители основной массы больных диабетом детей региона вынуждены вместе с ними будут ездить — и уже ездят — в Петербург. Понятно, что это неудобно, а для детей как минимум крайне нежелательно, как максимум — опасно. Путь не близкий, и детям с таким диагнозом лучше не покидать определенных локаций, чтобы все было под рукой. Почему расходники для помпы выдают теперь в Петербурге? Тут не секрет — их не хватает, санкции. Меньше стало поступать в наш комздрав, через него и идет распределение. Поэтому такой поход за лекарством — некий фильтр, кто-то сдастся, испугается за ребенка и купит за свой счет. К сожалению, ситуация может в будущем только ухудшиться».
Есть и вопиющие случаи. Мама одного из несчастных детей рассказала корреспонденту, что из ее поселка под Всеволожском добираться туда-обратно, да с больным шестилетним ребенком примерно четыре часа, плюс очередь в больнице, на все уходит целый день, а еще немалые для одинокой матери деньги на дорогу. А ведь еще с работы отпрашиваться надо. Жалко женщину, ей-богу, да и врачам, и всем, но… Закон есть закон, какой бы ни был людоедский.
От комитета по здравоохранению правительства Ленобласти не получить внятного ответа, почему сложилась такая ситуация. Обнадежило, что «будем надеяться, это временная форма из-за ситуации». Возможно, под ситуацией следует понимать все те же санкции. Может, что-то другое.
Впрочем, коллегам из портала «47 ньюс» кое-что конкретное поведал глава местного комздрава Александр Жарков:
«Это не потому, что нам так хочется, а потому, что так нужно. Специалисты в районах не обладают должным уровнем, потому что ребенок с диабетом — это специфический пациент. А от этих решений зависит его дальнейшая жизнь».
Правота г-на Жаркова не подвергается сомнению. Как рассказали специалисты, ребенок, перед тем как ему выписать препарат для помпы, должен быть осмотрен эндокринологом, потому что расходник подбирается строго индивидуально. И районные поликлиники, в основном, не обладают такими врачебными кадрами, потому что они концентрируются в так называемых межрайонных больницах. Но такие кадры точно есть в ДКБ. И опять вопрос: почему там не передают теперь расходники?
Источник корреспондента «Нашей версии» в комздраве уже Петербурга несколько опровергает мнение врача ДКБ относительно санкций (и импортозамещения заодно) как причину:
«По моим данным, опять в дело вступила наша бюрократия: межрайонные больницы, которые обладают надлежащими кадрами, соединяют близкие регионы, но тут не учли, что дальний район Ленобласти может быть от Петербурга почти как от Москвы. ДКБ вполне справлялась со своими обязанностями по этому направлению, но, возможно, решили сделать как лучше. Мол, в Питере лучше специалисты. Но там тоже отличные специалисты! Уверен, в ситуации разберутся. Бедные мамы больных детей детально расписали этот ужас на странице в ВК губернатора Ленобласти, обратный процесс связи пошел. Но наша бюрократия бессмертна, и чиновникам от медицины, не врачам, подчеркиваю, а чиновникам, постоянно хочется как-то себя показать, кому-то зарекомендоваться, грудь для крестов приготовить, а страдают от этого люди, вот сейчас дети, у которых, простите уж за пример на эту тему — жизнь с сахарным диабетом и так не сахар. Надеюсь, все разъяснится уже быстро».
В завершении есть и хорошие новости на тему. В 47-м регионе упростили схему получения системы мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом. С апреля датчики начали выдавать как раз в районных медучреждениях. Раньше для получения этой услуги родители вместе со своими детьми ездили в ту самую ДКБ. Сейчас получить датчик можно рядом по месту жительства в поликлинике. Это очень важное дело, не каждому российскому региону доступно — подобный датчик стоит до пяти тысяч рублей, а менять его необходимо раз в две недели.
По данным комитета здравоохранения правительства Ленинградской области, в регионе зарегистрировано 447 детей, страдающих сахарным диабетом, из них 306 человек официально признаны инвалидами разных групп. Половине из них не исполнилось 12 лет. Фиксируется резкое увеличение диабета в возрасте до 4 лет. Тем более странно, что маленьких ленинградцев с такими медицинскими показателями стали переводить в Петербург, так как во второй столице учреждения перегружены из-за того, что в городе больше всего в процентном отношении в России детей с сахарным диабетом — 1168.